Профориентационная работа
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать личностными качествами, позволяющими им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Профориентационная работа имеет важное значение в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация — умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле — длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях — общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи деятельности по профориентации учащихся:
— сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
— Профессиональная информация.
— Профессиональное воспитание.
— Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Профориентационная работа подразумевает несколько направлений деятельности:
- Организационно-методическая работа:
деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися;
методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
- Работа с обучающимися:
комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;
организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);
встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.
- Работа с родителями:
проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
лектории;
индивидуальные беседы;
анкетирование;
организация и проведение профориентационной работы;
руководство кружками, спортивными секциями, художественными студиями, ученическими театрами, общественными ученическими организациями;
помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
Информация
- Приказ № 1007 «О профориентационной работе»
- Приказ № 153 «О проведении семинаров для учителей»
- Приказ «Итоги выстовки — сделай свой выбор»
- Приказ «О назначении ответственного»
- План профориентационной работы
- Неделя профориентации
- Самоопределение
- СГУ
- Объявление по целевым СГУ
Материалы информационных стендов
Диагностика
- Диагностика
- Тестирование
- Тренинг: «Мы выбираем»
- Тренинг: «На пороге взрослой жизни»
- Тест-оценка
- Анкета отчета
- Тренинг в мире профориентации
- Тренинг — первые шаги
- Портфолио 8- 9 класс
Презентации
- Профориентационная игра
- Хазарский каганат
- Редкие профессии
- Темперамент и профессия
- В мире новых профессий
- Выбор профессии
- Как выбрать профессию
- Куда пойти учиться
- Разные профессии
- Профориентационная работа в школе
- Ремесла
- Повар
Беседы
- Наши профессии
- Организационная работа по профессиям
- План профориентационной работы
- Опросник
- Приказ: «Живая классика»
- Направления и методы профориентации
- Профессии бывают разные
- Профессии людей
- Профессии по знакам задиака
- Профориентационная волна
- Программа профориентационной работы
- Родительское собрание
- Самоопределение
- Выбирай сам
- Востребованные профессии